Рим и мир. О Католической церкви сегодня (Ч.1)

Какие существуют мифы о католичестве? Что такое ватиканский МИД? Чем отличается жизнь Ватикана при Иоанне Павле II и при Бенедикте XVI? - о проблемах католицизма сегодня «ТД» беседовал с Петром Дмитриевичем Сахаровым - русским католиком, канд.фил. наук, литургистом и главным редактором католической радиостудии «Дар».

 

Справка:

Петр Дмитриевич Сахаров - автор ряда научных трудов по мифологии, религии, искусству и литературе Южной Азии.

Преподает литургику в Институте философии, теологии и истории св. Фомы и Свято-Филаретовском православно-христианском институте. Эксперт Литургической комиссии Конференции католических епископов России.

Перевёл на русский язык многие католические богослужебные тексты, включая некоторые литургические песнопения (в частности, Tantum ergo), а также ряд трудов христианских авторов (среди них книги Бернхарда Геринга, Поля Бошана, Ж.-М. Люстиже, Энтони Де Мелло). Участвовал в подготовке изданий на русском языке некоторых документов Учительства Католической Церкви (например, Катехизис Католической Церкви) и богослужебных книг римского обряда. Один из редакторов и авторов Католической энциклопедии.

О чем болит голова у Бенедикта XVI?

Самая многочисленная в мира христианская Церковь - Римско-Католическая. Даже в России, где подавляющее большинство верующих исповедуют православие, 600 тыс. католиков.

Принципиальные различия в вероучении, не простые, а подчас трагические ситуации в истории взаимоотношений Православия и Католицизма не мешают нам, однако, интересоваться, чем живет Католическая Церковь сегодня в мире и нашей стране.

Ведь если смотреть на христианство в современном мире, оно все больше противопоставляется секулярному миру, а толерантность, по сути - запрет на открытое исповедание любой веры - становится «новой религией».

- Петр Дмитриевич, если говорить о католической Церкви в целом, что сейчас самое актуальное? О чем болит голова у Бенедикта XVI-го?

- Это для меня остается неясным, я не могу  дать однозначного ответа... Проблемы очевидны. Я  вспоминаю одну фразу из прогноза видного аналитика-ватиканиста Джона Аллена о том, что мы сейчас можем гадать, кто будет следующим папой (это еще было при Иоанне Павле II ), но совершенно очевидно одно: этот папа будет социально ориентированным и приоритетными будут социальные проблемы.

Я не могу сказать, что Бенедикт XVI совсем уж далек от социальной  проблематики, но при нем она не  в числе основных. Однако неделю назад вышла третья энциклика нынешнего Папы, и она посвящена именно социально-экономическим проблемам.

Вообще говоря, Бенедикту XVI  не свойственны резкие шаги. Пока никаких «закручиваний гаек», которых ожидали, не было. Но и резких шагов в прогрессивном направлении тоже не было. Такой вот более-менее спокойный понтификат.

Конечно, кадровые решения принимаются  постоянно: Папа очень сильно поменял состав Римской курии, но все равно наиболее значительные фигуры остались на заметных постах; существенных, радикально меняющих ситуацию перестановок, например, во главе каких-то ведомств, епархий - не было.

Многие ожидали, что сразу, в первых выступлениях Бенедикта XVI, после его инаугурации будут озвучены новые приоритетные направления, но и этого не произошло. Было подчеркнуто сохранение преемственности своему предшественнику. Это всегда, когда умирал очередной генсек, первое, что подчеркивалось - общее ведение партии остается неизменным. Например, когда умер Черненко, первая фраза была, что общая линия партии остается неизменной. Вполне понятно, что в любой структуре  преемственность  должна подчеркиваться.

С другой стороны, говорили, например, что Бенедикт XVI не такого мобильного склада, как Иоанн Павел II, который до последних лет катался на лыжах. Ратцингер тоже отличается хорошим здоровьем, но спортивным он никогда не был. Вот на фортепьяно играет - это его хобби. И кошек очень любит. Патриарх Кирилл собак любит, а он кошек. Извините, отойду от темы. Было много публикаций: как сложится судьба всего зверинца Алексия II.  И как?

- Я думаю, они прекрасно дальше живут в Переделкино

- Никаких публикаций по этому поводу я не видел. Раньше говорили, что как следующий патриарх распорядиться, так оно и будет.

- Я знаю, что павлинов отдали в Софрино, они прекрасно гуляют по территории завода.

- Конечно, будет много желающих, если их раздавать будут

- Раз уж затронули избрание нового Патриарха Московского, в радикально-консервативных кругах говорят о его явных симпатиях к католицизму, говорят, что его духовник умер, свалившись к ногам папы Иоанна Павла II и о том, что сейчас русская церковь стройными рядами пойдет кланяться к нынешнему папе. Как Вы, как верующий католик, на это смотрите?

- Не пойдет - это раз. Он не был духовником, а, скорее всего, был наставником

-Он сам его называет духовником.

- Я этого не знал. Помню, что Кирилл, еще при жизни Митрополита Никодима, был очень выделявшимся среди всего епископата, как и сейчас. Думаю, что со времени Митрополита Никадима экуменические взгляды владыки Кирилла очень сильно менялись, эволюционировали -  это точно. Но вы представьте себе иерарха русской православной церкви, который начнет с симпатий католичеству!

- Насколько может измениться  политика в отношении римской католической церкви, на Ваш взгляд?

-  Не думаю, что она сильно изменится. Хотя прогресс, бесспорно, есть.

Опять поляки метят на Москву?

- Произошли ли в католической Церкви в России какие-то изменения в связи с приходом нового Папы ? И что изменилось в отношениях Ватикана с Россией?

- Это вопрос, на который довольно трудно ответить. Я не знаю, существует ли какая-то определенная политика Ватикана в отношении России. Если она и существует, то мы о ней ничего достоверно знать не можем, потому что нет никаких официальных документов, в которых она была бы отражена.

-А разве в отношении других стран публикуется?

-Нет. В том-то и дело, что мы можем только что-то реконструировать. Здесь действует несколько ведомств. Существует Папа, который, конечно, не может один в своей голове удерживать отношения со всеми странами и конфессиями со всеми тонкостями. Но, в принципе, помимо папы есть, во-первых, секретариат Святого Престола по отношениям с государствами (фактически - МИД ) и, во-вторых, ведомство, которое называется «Папский совет по содействию христианскому единству».  По идее, католическая Церковь в России должна в известной мере курироваться обоими ведомствами.

Я так понимаю, что между разными ведомствами Римской курии не всегда на все предметы существует  консенсус, не всегда действия одного ведомства четко согласованно с другим. Какова эта политика, мы можем гадать, но официально она никак не формулируется.

Вообще взаимоотношения с Русской Православной Церковью у католицизма очень сложны. Очень непростые отношения с Российской Федерацией. Тут дипломатических отношений не было на протяжении многих лет.

Я не уверен, что Бенедикт XVI лучше относится к православию, однако точно сказать не могу. Со стороны Иоанна Павла II отношение к православию - отношение к православной духовности, православным церквям - в целом было очень хорошим. И особенно  к русскому православию. Он им интересовался, постоянно проявлял интерес и любовь и демонстрировал его знание.  Я знаю о семинарах, которые проводились в Риме в связи с памятью  русского поэта и мыслителя Вячеслава Иванова, в которых он лично участвовал.

А, с другой стороны, в России и в русской православной среде существовали, на мой взгляд, некоторые мифы, набор клише, распространявшихся и на личности Иоанна Павла II и на католичество в целом.   Католик в русском  мифологическом сознании «католицкий держит крест и постами мясо ест». Я говорю о мифологическом сознании, потому что, конечно, присутствие католиков в русской культуре всегда было довольно значительным, они вполне вписывались, становились уже частью русского общества в XIX, XVIII веке: среди них, например, строители Петербурга - выдающиеся архитекторы  многие другие.  Исторические сложности в отношениях между Россией и Польшей, наложили здесь свой отпечаток: исторически-сложившийся образ - что поляки все время метят на Москву.

- Для Москвы это был не миф!

- Есть такое стихотворение Дмитрия Пригова:

 
 
Опять поляки метят на Москву  
Понять их можно, ведь столица мира 
Сначала Солидарность там и хунта 
А после - прямым ходом на Москву
Как в сорок первом, но не оттягать 
Теперь земель им исконних российских 
Нет, дорогой товарищ Ярузельский  
Москвы вам покоренной не видать 

 Написано еще в 80-е годы. Со свойственным Пригову стебом здесь обыграны основные русские мифы о поляках и Польше. И это здесь работало: многие считали, что за всем дружеским отношением папы к русскому народу, к русской православной церкви непременно кроется какой-то подвох. Плюс еще католическим епископом в Москву был назначен этнический поляк - Кондрусевич. И преодолеть эти прорастающие исторические мифы было очень трудно.

Но польский Папа Иоанн Павел II сменился немецким - Бенедиктом XVI, бывшим кардиналом Ратцингером, потом польский епископ сменился итальянским. Вероятно действительно в переводе Кондрусевича из Москвы, назначение сюда другого человека, представляющего другой народ,  была проявлена какая-то политическая мудрость. Я полагаю, что в целом отношения с Россией для Ватикана, для руководства Римской католической церкви никогда не были и, тем более, не являются сейчас каким-то приоритетным направлением.

Бенедикт XVI: возвращение к традициям

- И все-таки, в чем существенные отличия между предыдущим понтификатом и нынешним?

- Вообще, когда пришел папа Бенедикт XVI,  по его выступлениям и действиям было понятно, что есть существенная разница между ним и предыдущим Папой. Со стороны кажется, что Бенедикт XVI - человек более традиционалистских  взглядов на христианство и, может быть, если можно так сказать, более близок к православию.

- Почувствовалось ли это изнутри? Как оценивают его личные предпочтения, личные взгляд на христианство ?

- Вы знаете, на этот счет существует много различных мнений. Бенендикт XVI, бесспорно, личность очень сложная. Действительно, в нем усматривали более консервативного, но на самом деле Иоанн Павел II тоже был очень консервативен по сравнению со своим предшественником. Здесь трудно навешивать ярлык: «реформист», «консерватор»... У Иоанна Павла II присутствовало и то, и другое. В чем-то он пошел значительно дальше своих предшественников, а в чем-то -  наоборот.

Скажем, в Иоанне Павле II, первое, что бросается в глаза, -  открытость ко всему и всем. Такого не проявлял ни один другой папа. Иоанн Павел II постоянно путешествовал, встречался с людьми, общался. Он действительно обладал пастырским даром. Это был человек, который запоминал лица, имена, все, что человек ему говорил, и мог при следующей встрече назвать его по имени. Это был пастырь, знавший своих овец по именам. А с другой стороны, например, очень много из того, что до него начало разрабатываться, скажем так, для большей либерализации, было заторможено. Возьмем самые актуальные для католиков вопросы, к примеру, можно ли разведенному жениться второй раз. Работа по этому вопросу была приостановлена, т.к. Иоанн Павел II жестко стоял на прежней практике.

Между прочим, при, двух предшествующих папах (правильнее было бы говорить о трех, но один из них был Папой всего 33 дня, поэтому мы говорим только о двух), были предоставлены очень большие возможности плодотворно трудиться в церкви тем священникам, которые оставили сан. Те священники, которые в какой-то момент поняли, что целибат - это не их путь, но хотели по-прежнему использовать свои знания и опыт на пользу церкви, при прежних папах получили возможность стать полноценными мирянами. Теперь эти возможности вновь сильно приторможены. Далеко не всем таким священникам удается получить разрешение стать обычными мирянами и вступить в законный брак. Многие из них вынуждены в случае вступления в брак оказаться вне полного общения с церковью.

А та же проблема противозачаточных средств, решение которой, казалось бы уже все созрело. Вообще в вопросах теологии браки, пола, секса католическая церковь сделала в начале второй половины XX века довольно большой шаг для того, чтобы отойти от гностических наслоений - отвержения плоти, когда все, что  связано с сексом, однозначно воспринимается как мерзость. Я сейчас огрубляю, но это то, что несла вся церковь: и на востоке и на западе, на протяжении многих веков, и до сих пор продолжает в заметной мере нести. При последних двух папах опять наметился поворот в сторону традиционных взглядов на эти вопросы.

Сахаров П.Д. фото Юлии Шандуренко- А в других областях жизни?

- Например, Бенедикт XVI (не будучи, кстати, специалистом по литургике), периодически писал статьи на литургические темы, в которых проводил идеи того, что то, что было прежде, лучше, чем то, что католическая церковь получила в результате реформ. В этих работах очень много ценного, я их ценю за то, что автору явно небезразлично то, что происходит с богослужением сегодня. Сейчас наша церковь сильно страдает от повального литургического «пофигизма». Огромному множеству священников совершенно все равно, как служится месса, насколько это эстетично и даже канонически оправдано.В такой ситуации любое небезразличие ценно. В работах  Бенедикта XVI  очень очевидна одна вещь: ему дороги богослужения его детства. Можно сказать, что у него просто ностальгия по тому богослужению и поэтому оно для него более ценно, чем то, с чем он имеет дело сейчас.

Многие консерваторы в области богослужения говорят: ну все, сейчас пришел Ратцингер, сейчас все реформы повернуться на 180 градусов, сейчас будет у нас сплошь только григорианское пение, только служения лицом к алтарю и только латынь. А вот и нет. Нужно отдать должное Бенедикту XVI: он понял, что резкий возврат к прежним литургическим формам вызовет массовое неприятие, поэтому он поступил следующим образом. Если раньше было очень сложно получить у епископа разрешение на служение мессы по старому обряду, то теперь (уже на протяжении последних двух лет) верующие могут просто попросить своего батюшку совершать службу по старому обряду, и он обязан это сделать.

Что интересно, еще когда была более сложная процедура, с просьбами совершить службу по-старому обращались вовсе не бабушки, которые действительно ностальгируют, а молодые люди, выросшие на рыцарских романах. Т.е. те, для которых католическая вера связана прежде всего с романтикой, с образом старой Европы. Часто это совмещается с увлечением ролевыми играми. Я давно это наблюдаю.

Продолжение следует...

Фотографии Юлии Шандуренко

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале